Литературное имя
рейтинги, публикации, рецензии, издать и продать книгу
Наш проект позволяет авторам войти в Большую литературу, получить признание и заработать, помогая начинающим: подробнее ...
Публикация
Михаил Н.Ромм: Разум и этика
 
Личный кабинет Выход
Рейтинги
Публикации
Критика
Магазин
Издать книгу
Новости сайта
Конкурсы
Частые вопросы
О проекте
Новости сайта
Долгожданные новости июль 21
Как использовать сайт для продвижения и реализации книг
Подписка на новости:
Анонсы публикаций
Ещё анонсы
Объявления
Зарегистрируйтесь на сайте и получите 1000 махов и 1000 web-литов для начала работы!
Информация
Литературный конкурс "Кни­гу­ру": при­ем за­я­вок до 15 ию­ля 2019 г.
Литературный конкурс "Мо­но­ЛИТ": при­ем за­я­вок до 25 ию­ля 2019 г.
Литературный конкурс "Ру­с­с­кие ри­ф­мы": при­ем за­я­вок до 31 ав­гу­с­та 2019 г.
Конкурс "Лу­ч­шее имя для зве­з­ды": при­ем за­я­вок до 30 се­н­тя­б­ря 2019 г.
Премия "Чи­тай Ро­с­сию" за лу­ч­ший пе­ре­вод: при­ем за­я­вок до 30 ап­ре­ля 2020 г.
Страна Советов - Проза: эссе (проза о стихах)
Смысловая рифма
Есть ещё одно неписаное правило:

Следует избегать смысловой близости парных рифм, как огня.

Такие пары, как "любовь-кровь", "поэт-сонет", по-моему, говорят сами за себя. И наоборот, когда далекие по смыслу слова рифмуются это может стать пружиной стиха, навести на неожиданные образы и сопоставления.

Я уже наверняка говорил, но еще раз повторю:

Необходимость упаковывать, образы, мысли и чувства в строгую поэтическую форму — это мощнейший инструмент для автора. Это то сопротивление материала, которое может породить нечто новое, неожиданное. Это, как мрамор для скульптора. Когда, сорвавшеяся рука наводит на новое решение.

Отбросьте рифмы, размер, слова, звуки, отбросьте всё, даже знаки препинания. И Вы останетесь ни с чем!

Да, великий поэт может обойтись без рифмы. Но смешно думать, что осмелившись отказаться от каких-то ограничений, уже подтвердишь тем самым свое величие.

Почему же приходится повторять, казалось бы очевидные вещи? Да потому, что есть и обратная опасность: полностью довериться стихии этого условного «мрамора».

Превратить текст в набор бессвязных, но аккуратно срифмованных строк или ясную рифмованную прозу.

Из дельных замечаний Натальи Малининой:

Добавлю только, что изыскивая рифмы, зачастую, как я отметила, не всем удаётся при этом уйти от утяжеления смысла, от перекрученности русской фразы, её инверсированности.

Иногда такая инверсированность и перекрученность фразы настолько неорганичны стихотворению в целом, его концепции, что приходится либо отказаться от "находки", либо -таки утяжелить смысл. Грань между изыском и извращением очень тонкая, согласитесь!

У многих версификаторов,на мой взгляд, зачастую, просто выпирает из стиха, "намерение" быть оригинальным. И вот стихотворная речь звучит тяжело, неестественно, как "глыба" Вашего мрамора на языке.

Знаете, применяя такие изысканные рифмы, найденные через ооочень большое сопротивление материала, неплохо бы помнить слова Гёте (могу ошибиться: привожу на память): "видишь намерение — и расстраиваешься". И материал-то кажется замученным. Вот и приходится вздыхать "Иэээх,такой материал загубили"...

Вот, вчера не нашла, а сегодня раскопала: Сергей Соловьёв "Цветы и ладан" :
Звучность, напевность, музыкальность (все три слова в применении к поэзии – синонимы) состоит в единстве звука, мысли и образа.

Поэтому критика стихов может исходить только из вопроса:
соответствует ли форма стихов их содержанию, соответствует ли рифма настроению, эпитет – образу и т.д.

Разбирать же, хороши рифмы или эпитеты сами по себе, – труд по меньшей мере бесплодный.

Рифм, как и эпитетов, плохих самих по себе, не существует, ибо на рифме отражается всякое колебание чувства, всякий уклон мысли. Потому что в рифме – весь поэт, она зеркало его души. Но стоит отнять предмет от зеркала, как получится пустота, ничто.
Опубликовано: 11.05.2020
орфография и пунктуация автора сохранены
Предыдущая | Следующая | Лента публикаций

Страна Советов

Вид для читателей
Рейтинг публикации: 216
Просмотры: 366, прочтения: 4
Оценки: 2 (средняя 5.0)
Ваш отзыв
Заказные рецензии
[ORD_TBL]
Отзывы
Спасибо за Ваше небольшое исследование. Больше всего согласна с Вами в отношение намеренного "оригинальничанья" и "утяжеления" своего произведения в угоду непохожести на других. Иногда читаешь, и в конце длиннющего предложения уже не знаешь, чем оно начиналось. А в итоге, вообще теряется, спутывается смысл произведения, особенно, если произведение крупное по размеру.
Вы упомянули Соловьёва. Прочитала его "Цветы и ладан". Раньше не читала. И знаете, удивительным образом возникла ассоциация с поэмой Лермонтова "Мцыри". Прямо - песня. Помните начало "Мцыри" - "немного лет тому назад..." - и всё. Дальше - просто поётся и не отпускает до конца. Такое же ощущение, когда читала небольшое произведение Соловьёва.
Спасибо Вам!
РАДОВА, 24.05.2021 08:15
Рецензии
Похожие публикации
Новые авторы
Григорий Бурин
Николь Руссо
Заказы на рецензии
Михаил Н.Ромм
Автор приглашает
Анонсы книг
Ещё анонсы
Новые книги
«Белая собачка, или Карнавальная неделя», А.Бриффа
Невероятное и интересное рядом
«Если бы не НЛО»
© 2014 – 2021, Литературное имя. Администрация
Договор-Оферта Политика безопасности Реквизиты
Публикации на взаимовыгодной основе